Не бойтесь китайской сборки

Фрагмент интервью Г. Литвинчука (директора «Linvinchuk marketing») журналу «Покупка»

ГРАМОТНАЯ УСТАНОВКА — ЗАЛОГ УСПЕХА

Фирма в день может установить столько кондиционеров, сколько она получает звонков в обычный летний день. Именно такое количество монтажных бригад она обычно держит в своем штате (как правило, 5–6). Поэтому, если фирма получает 50 заказов в день, возникает очередь, которая постепенно растет. При этом если день-два покупатель еще согласен подождать, ожидание в 6—7 дней уже приводит к тому, что он обращается в другую фирму. В этом случае ему уже становится не важно, какой кондиционер купить, гораздо важнее — когда его установят. И вот здесь надо быть очень осторожным. Солидные фирмы в это время очень загружены, а свободными остаются как раз маленькие фирмочки, которые зачастую не имеют достаточной квалификации или необходимого оборудования. Как будет работать кондиционер, на 50—60 % зависит от грамотного монтажа.
Грамотная установка — это не только правильно выполненный монтаж, но и грамотный выбор места, где должен быть установлен кондиционер. К примеру, при установке кондиционера в спальне, выходящий поток воздуха ни в коем случае не должен дуть на кровать, а при установке кондиционера в зале — поток не должен быть направлен на диван. В противном случае можно простудиться. К сожалению, летом, когда на фирмы обрушивается шквал звонков, вероятность неудачной установки гораздо выше.
Совет:
Ставить кондиционер надо до наступления жары: и обойдется дешевле, и времени вам уделят больше. К тому же вы сможете купить кондиционер не у кого попало, а заказать его в солидной уважаемой фирме.

ПОЧЕМУ КИТАЙСКАЯ СБОРКА ЛУЧШЕ

Мы всегда с предубеждением относимся к товарам, произведенным в Китае. То же относится и к кондиционерам. Но сегодня 50—60% мирового производства кондиционеров сосредоточено именно в Китае, 10—15% — в Таиланде и Малайзии. Однако, многие из этих заводов принадлежат ведущим японским фирмам. Технологически японские производители по-прежнему остаются лидерами в этой области. В Россию практически не везут кондиционеры из Японии. Из Японии идут только форвардные модели, а также новые разработки, которые стоят совсем других денег. Такие модели дороги не из-за места производства, а потому, что они новые и их не запустили в серийное производство. Это как появление сотовых телефонов, которые дорого стоят, когда модель только появляется в магазинах, а спустя полгода ее уже можно купить в два раза дешевле. В последнее время производство кондиционеров в Японии упало с 10 до 3,5 млн/год, в то время как весь мировой рынок — порядка 70 млн/год. В США производятся только промышленные и оконные кондиционеры. В Европе производят кондиционеры только компании Airwell, Daikin и Sanyo (кондиционеры с этого завода не поставляются на российский рынок). Единственный производитель, который изготовляет все кондиционеры только в Японии — это Chofu. Не стоит бояться техники, собранной в Азии. Она не хуже, а иногда и лучше, чем техника японской или европейской сборки. Производители часто размещают свои заводы в странах Азии, потому что экономически это наиболее целесообразно. Если говорить о качестве сборки, то наиболее качественная сборка в Китае. Объясняется это достаточно просто. В Европе на рабочих специальностях зачастую работают выходцы из стран третьего мира, т.е. там нет такой конкуренции на рынке труда, поэтому они чувствуют себя слегка расслабленно, в то время как в Китае, где много дешевой рабочей силы, работодатель держит людей в постоянном страхе потерять работу, в результате чего они вынуждены работать так, чтобы не было повода для увольнения. Именно поэтому не надо бояться китайской сборки. Наиболее важно, на каком заводе производится сборка продукции. Если кондиционер изготовлен на заводе, который принадлежит компании-производителю, то неважно, где находится завод, поскольку на нем имеется надежная система контроля качества, при которой осуществляется пооперационный контроль продукции, в т.ч. и на выходе с конвейера. Таким образом продукция проходит 100% тестирование. К примеру, если кондиционер сделан на заводе Mitsubishi в Китае, то качество сборки не будет уступать тем моделям, которые собраны в Японии или Таиланде.

КИТАЙ КИТАЮ РОЗНЬ

Далеко не вся продукция, которая пришла к нам из Китая изготовлена на заводах, принадлежащих фирме-производителю. Есть такая О.Е.М. технология, когда кто-тозаказывает на чужом заводе оборудование под своей маркой. Если вы видите совсем неизвестное название, то он сделан на безымянном заводе. В этом случае надо быть очень внимательным. Так, как правило, поступают фирмы, торгующие дешевыми кондиционерами. Есть китайские заводы, на которых любая фирма может заказать практически любую технику, в том числе и кондиционеры. Минимальная партия, которую можно заказать — контейнер (220 штук). Заводская стоимость дешевого кондиционера No name порядка 200 $, т.е. каждый, у кого есть 44000 $, может заказать себе партию кондиционеров с любым названием. Китайские заводы охотно соглашаются на их производство. На таких заводах все происходит как в известном анекдоте: «А две шапки сшить можешь?» — «Могу». «А три?» — «Могу». «А семь?» — «Могу». Так же и китайцы. Они назначают цену на базовую модель кондиционера. Она составляет около 250 $. И дальше прямо по анекдоту: «А за 230 $ изготовить можешь?» — «Могу». «А за 210 $?» — «Могу и за 180 $ могу». Вопрос только в том, что же в результате получит так называемый производитель за 180 $ вместо запрашиваемых изначально 250 $. Для удешевления модели из нее убирают все дополнительные функции, так что в результате получается голый холодильный контур с минимальным количеством автоматики. К тому же, чтобы снизить цену, используются самые дешевые комплектующие, так что говорить о надежности или длительном сроке службы кондиционера в этом случае не имеет смысла. В угоду низкой цене производитель жертвует качеством и функциональностью прибора. Поэтому к аппаратам с заводской ценой ниже 220–230 $ надо относиться очень осторожно. Прибавим еще растаможку и НДC, дающие в сумме наценку 38%, плюс доставка — около 15% и получим, что нормальный кондиционер не может стоить меньше 450 $. Поэтому, если вы увидите в магазине кондиционер за 300 $, воздержитесь от покупки, такая модель прослужит пару лет и сломается.

КИТАЙ ПОТЕСНИЛ КОРЕЮ

Что касается выбора марки, то нельзя говорить о том, что кто-то из производителей ушел на 10 лет вперед. К примеру, на японских фирмах производство развивается примерно на одном уровне (оговоримся, что это касается модельного ряда, представленного в Японии). Но это не означает, что в России все производители представляют одинаковые линейки. Японцы везут нам не все модели. У некоторых, например, Daikin и Mitsubishi задержка появления моделей на российском рынке, после их появления в Японии, составляет 0,5 года, у других этот период длиннее. Вообще, если говорить о том, что нас ждет в будущем, то достаточно заглянуть в Японию, чтобы понять, что представят производители на нашем рынке через два-три года. Если оценивать кондиционеры по качеству и функциональности, то японцы находятся сегодня чуть впереди других производителей. А вот следом уже наступает на пятки Китай, который начинает постепенно вытеснять Корею.
Японские производители — это Panasonic, Daikin, Mitsubishi Heavy, Fujitsu General, Mitsubishi Electric, Hitachi, Toshiba, Sanyo, Sharp, Chofu. Китайские бренды — это Gree, Midea, Haier, Ballu, Chunlan, Hiesense, Kelon. Корейские производители представлены LG, Samsung, Daewoo.
Китай очень внимательно наблюдает за Японией, он активно копирует то, что наработали японцы. Кроме того, большинство китайских фирм — порождения японских компаний, которые помогли возникнуть китайским производителям, например, Toshiba передала свои технологии компании Midea, Mitsubishi Heavy — компании Haier. Именно поэтому китайская техника ближе к японской. Корейцы развивались самостоятельно. Им скорее помогали американцы, поэтому любой специалист при снятии передней панели кондиционера легко отличит корейские модели от китайских или японских.

СКУПОЙ НЕ СПИТ ПО НОЧАМ

Кондиционер покупают тогда, когда хочется спать в комфортных условиях, но люди зачастую не обращают внимания на самый важный показатель — уровень шума. А ведь это первостепенная характеристика, на которую надо обращать внимание, когда выбираешь кондиционер в спальню. Покупатели иногда экономят 50 $ и берут очень шумную модель, которая не позволит нормально отдохнуть. В результате они просто не могут спать при включенном кондиционере. Насколько шумен кондиционер можно определить прямо в магазине. Надо только внимательно посмотреть на внутренние блоки кондиционеров разных производителей. Все они имеют примерно одинаковые длину и высоту, но при этом они достаточно сильно отличатся по глубине. Некоторые модели совсем маленькие, очень компактные, что вовсе не является их преимуществом. Ведь физику не обманешь. Чтобы охладить воздух в помещении, определенное количество воздуха должно пройти через кондиционер. А сделать это можно с помощью вентилятора. Вентилятор может быть большого диаметра (тогда он вращается медленно) или маленького (в этом случае ему придется крутиться очень быстро, чтобы пропустить то же количество воздуха, что и вентилятор большого размера). Если посмотреть эволюцию кондиционеров, то они становятся толще. Это сделано для того, чтобы была возможность увеличить диаметр вентилятора. Большой вентилятор не только меньше шумит, он гораздо лучше сохраняет свои акустические характеристики с течением времени. Вентилятор работает в достаточно тяжелых условиях, он постоянно подвергается сильным перепадам температур. Если кондиционер не инверторный, он работает 10–15 мин. и отключается. Постоянные тепловые удары не могут не вызывать деформации пластиковых деталей. Наверняка, вы наблюдали, что спустя некоторое время после установки кондиционера, его жалюзи прогибаются вниз. Это и есть последствия постоянных перепадов температур. Деформация вентилятора и жалюзи неизбежна. Но если деформация жалюзи не влияет на работу кондиционера, то вентилятор играет достаточно важную роль в работе прибора. Вентилятор — вращающееся устройство. И здесь можно провести аналогию с автомобилем, где при малейшей разбалансировке колес мы начинаем чувствовать биение руля. При этом если сравнивать джип с большими колесами и Оку — с маленькими, то, разумеется, биение будет менее заметно на джипе. Так и маленький, быстро вращающийся вентилятор рано или поздно разбивает подшипники, и шум начинает расти неконтролируемо. У моделей ведущих производителей, внутренние блоки которых снабжены, как правило, большими вентиляторами, через 2–3 года уровень шума будет незначительно выше, а у дешевых кондиционеров уровень шума через 2–3 года повысится примерно в 8 раз. Отдых, а тем более сон при таком шуме становится просто невозможным.

ХОРОШИЙ — НЕ ТОТ, КОТОРЫЙ НАВОРОЧЕН

Хороший кондиционер — не тот, в котором предусмотрено много разных дополнительных режимов, а тот, который имеет определенные системы защиты, например, авторестарт при сбое сети, позволяющий кондиционеру начать работать в том же режиме при возобновлении подачи электроэнергии. Другой пример — защита компрессора при переключении с холода на тепло. Хороший кондиционер не переключается сразу, а делает это с некоторой задержкой, чтобы избежать очень резкого перепада температур. Или включение кондиционера на режим обогрева при минусовой температуре на улице. Кондиционер сначала начинает работать на холод без вентилятора, ведь если он холодит внутри, то греет снаружи, прогревая свой внешний блок. Только когда внешний блок оттаивает, кондиционер начинает работать на тепло. Именно такие автоматические функции повышают надежность прибора и обеспечивают комфортное пребывание в помещении. Таким образом, кондиционер должен быть надежным, тихим и не содержать много «наворотов». Это лишь увеличивает цену и снижает надежность прибора.

Георгий Литвинчук
Директор «Литвинчук Маркетинг»